Вторник, 30.04.2024, 05:39
| RSS
Главная
Живи и побеждай
Меню сайта


Друзья сайта
  • TradeVision











































  • Статистика
    Написать эту статью меня вынудило то невежество в понимании и трактовке единоборств (в более широком понятии – боевых искусств), которое царит среди людей далеких от этой темы. А именно они и составляют основную часть тех, кто каждый год приходит сам или приводит своих детей в секции единоборств различного толка. Те, кто уже занимается каким-либо направлением или стилем единоборств, редко ходят по другим секциям с целью тренироваться там, так как абсолютно уверены, что занимаются единственно верным и уникальным стилем. (Ну, это понятно! Стал бы он тогда заниматься, если бы не считал свой стиль уникальным). 

    Поэтому, прежде всего, давайте расставим все на свои места и начнем с понимания, что считать единоборством, а что нет. Для этого нужно понять цель единоборства. Основной составляющей любого единоборства, рукопашного боя, боевого искусства и т.п. является бой, схватка с одним или несколькими противниками по определенным правилам или без них.

    Целью этой схватки, как ни крути, является победа над противником. Именно с этой целью создавались все системы рукопашного боя, что нашими предками, что восточными, что любыми другими мастерами. Бой, схватка с реально сопротивляющимся, а не подыгрывающим тебе противником, у которого та же цель – победить. А что такое победа в бою? Это такая ситуация, когда твой противник отказывается от продолжения поединка или не в состоянии его продолжать.

    Без этого любое боевое искусство, любая система единоборств мгновенно вырождается до уровня танцевальной гимнастики разной степени сложности. Правда, танцоры и гимнасты честнее многих инструкторов и не уверяют, что занимаются боевыми искусствами. Зато у нас существует множество «боевых» школ, которые прекрасно обходятся без проверки своих навыков на практике. Объяснения бывают самые разные. Начиная с того, что их сверхсложную и эффективную технику могут применять только мастера, и, кончая тем, что «мы же вас просто убьем»! Ой, как страшно. 


    Последователи подобных школ, в основном это восточные единоборства традиционного толка (каратэ, ушу, айкидо и т.п.), со щедростью приписывают своим адептам возможность противостоять и безоговорочно победить противника, имеющего набор преимуществ: в силе, росте, весе. Мало того, предлагаются приемы ведения боя с тремя, пятью и даже десятью нападающими боксерами, самбистами, мастерами других школ, противниками, нападающими с различным холодным и огнестрельным оружием.

    Причем речь идет как о безграничности каждой возможности в отдельности, так и о воссоединении их в общей гармонии, приобретении некоей высшей философии и формировании на этой основе чуть ли не сверхчеловека. Особенно это касается внутренней энергии («ки» или «ци»). 

    Казалось бы, так естественно мастерам восточных единоборств, познавшим тайны овладения внутренней энергией, выйти и легко победить боксеров, борцов, штангистов, обогнать бегунов, превзойти прыгунов…. С другой стороны, спортсмены могли бы воспользоваться энергетической методикой «восточников», чтобы резко улучшить свои показатели. Но мастера восточных единоборств сводят демонстрацию своих качеств почему-то только к разбиванию предметов.

    А показательное исполнение приемов с несопротивляющимися и даже подыгрывающими партнерами считать серьезной демонстрацией просто смешно. Бросается в глаза странная вещь: родоначальники восточных единоборств – японцы и китайцы – имеют довольно скромные успехи в единоборствах спортивных. А те китайцы или японцы, кто добивается результатов в спортивных единоборствах, - сами-то они насколько следуют традиционной методике?

    И действительно, чего, казалось бы, проще для мастера восточных единоборств, легко расправляющегося с несколькими нападающими, выйти, ну, например, на соревнования по кикбоксингу, боксу и стать чемпионом! Силу ударов никто не ограничивает, да и увлечение философией и духовное совершенство должно бы предопределить победу. Но этого нет! 

    Иногда отвечают так: степень развития истинных мастеров ушу, каратэ, айкидо настолько высока, что они демонстрируют свои возможности на другом уровне, недоступном пониманию простых смертных. Но все рассуждения о существовании других уровней не снимают вопросы о нашем уровне. Вот бы их экспериментально сопоставить! Выдвигают и такой аргумент: методика боевых искусств, позволяющая добиться феноменальных результатов, держится под большим секретом.

    Её раскрывают только редким посвященным, остальным же предлагают суррогат, с помощью которого нельзя добиться высшей цели. Поэтому-то ею и не могут воспользоваться спортсмены для улучшения своих результатов. Но секрет, если бы им в действительности владели многие люди на протяжении долгих лет (история существования восточных единоборств весьма прилична), секрет, приносящий большой эффект, раскрытие которого очень сильно стимулируется (например, большой спорт – это большие деньги и успехи в нем – обладание ими), - такой секрет попросту не продержался бы так долго.

    И последний аргумент – примеры отдельных трюков, с помощью которых мастера восточных единоборств иногда демонстрируют свои возможности. Это разбивание твердых предметов различными способами, разбивание камней на теле (на голове, на груди), одновременно лежа на гвоздях или на лезвиях ножей, отпиливание лезвием отточенного ножа конечностей, не повреждающее кожу и т.п. Спору нет, это сложные, требующие изрядной подготовки действия. Однако говорит это только о том, что, потратив много времени, человек научился исполнять эффектный цирковой трюк.

    А возбужденное увиденным сознание рядового зрителя, не совсем понимающего, что происходит, распространяет такую же степень умения на другие области физической деятельности: что же будет, если доведется встретиться с этим человеком в поединке? Да он же любого сразит наповал и мгновенно! 

    А теперь давайте порассуждаем с точки зрения практики. Если грубо представить схему создания еще в древности какой-либо школы, то она выглядела следующим образом. Столкнувшись несколько раз в схватках и одержав в них победу, человек уединялся в монастырскую, лесную или горную келью и разрабатывал там свою систему боя. При этом его разработки носили логически и умозрительно стройный характер, но были слабо применимы на практике.

    Это и сейчас явно проглядывается в многочисленных ката в каратэ и тао в ушу. В них отрабатываются до автоматизма действия, которые никто никогда не пробовал применить в реальном или хотя бы спортивном поединке. И если бой с тенью в боксе хоть как-то служит совершенствованию мастерства, то эффективность от выполнения движений при исполнении ката примерно такая же, как от муштры при исполнении строевых приемов на плацу. А многочисленные упражнения по медитации и энергетике?

    Из опыта бокса и борьбы известно, что даже проводя много времени в схватках, довольно сложно научиться правильно себя там вести. А заниматься вместо этого медитацией и перегоном жизненной энергии по каналам и меридианам в полном уединении и надеяться, что в поединке можно будет за счет этого хоть что-то сделать, - просто несерьёзно. А стили зверей в ушу: обезьяны, тигра, цапли, змеи и т.д.? Как правило, их предыстория повествует о том, что мастер какого-либо стиля длительное время наблюдал, например, за обезьяной или богомолом (большим кузнечиком) и перенял их повадки. Но человек не обезьяна, не кузнечик и чтобы разработать систему борьбы для человека, нужно наблюдать за человеком, а не за кузнечиком. 

    Таким образом, основной элемент практики единоборств – реально сопротивляющийся противник – был практически исключен из методики подготовки к поединку. Такая оторванность от практики и от реальности привела к появлению системы восточных единоборств, увлекательно обоснованной на теоретико-философском уровне, но малоэффективной на практике. Невозможность проверки практикой привела к тому, что от поколения к поколению догматически передавалась масса технических элементов и приемов, которые никто и никогда не применял реально.

    Видимо, поэтому большинство современных школ восточных единоборств озабочены другим: кому и как присудить пальму первенства различных стилей каратэ и ушу, ничем, по сути, друг от друга не отличающихся, но самонадеянно утверждающих свою исключительность и превосходство. 

    В связи со всем вышеизложенным, позволю себе сделать следующий вывод: на сегодняшний день реальная практика единоборств в достаточном количестве существует только в спортивных поединках, при всех их условностях (практика спецподразделений в расчет не берется в силу отсутствия доступности для большинства людей, в отличие от спорта). Идеальные правила должны сочетать одновременно максимальную свободу действий и максимальную безопасность для участников при минимуме защитного снаряжения.

    В наибольшей степени этому критерию удовлетворяют правила кикбоксинга, тайского бокса, самбо, вольной борьбы. Остальные правила, в основном, являются различными вариантами вышеперечисленных. Основным недостатком правил кёкусинкай является запрещение наносить удары руками в голову, которые являются существеннейшим элементом любого реального поединка. Разбирать правила неконтактных поединков, думается, нет смысла.

    Если победу присуждают спортсмену, упавшему в нокаут, а боец, отправивший его туда, признается проигравшим, налицо явное извращение сути единоборств. А именно так и происходит практически на всех соревнованиях по каратэ. Кроме того, ринг кикбоксинга предоставляет уникальную возможность сведения вместе, без особых ограничений для каждого, представителей различных школ каратэ и ушу. А борцовский ковер предоставляет те же возможности многочисленным школам айкидо и джиу-джитсу. 

    Сегодня каждый уважающий себя мужчина хочет быть сильным и научиться защищать себя и своих близких. К сожалению, это желание сочетается с такой же тягой к экзотике и мистике, чем с лихвой насыщены восточные единоборства. Благодаря этому можно проводить занятия и зарабатывать на этом, не обладая достаточной квалификацией и не утруждая себя особо беспокойством и ответственностью за конечный результат, скрывая все это за болтовней о великой гармонии и чудесном воспитании личности, которое вы можете получить, естественно, только в восточных единоборствах.

    Можно создавать видимость прогресса у занимающихся путем освоения все более сложных формальных упражнений (ката в каратэ или тао в ушу) и сдачи экзаменов на пояса, где знания этих формальных упражнений занимают главное место. Проверить эффективность освоенного в реальной ситуации можно только у единиц. И если эти единицы наталкиваются на полную неприменимость того, чему их учили, то это списывается на их же личные недостатки. 


    Спортивные единоборства – кикбоксинг, бокс, тайский бокс, самбо, дзюдо, вольная борьба, не замешивающие так густо свою методику подготовки на мистике и экзотике, лишены и доли той притягательности в обыденном сознании, которой обладают восточные единоборства. В подавляющем своем большинстве родители отводят своих чад в восточные единоборства, да и молодежь предпочитает заниматься каратэ или ушу, обходя возможность эффективно тренироваться в залах кикбоксинга, бокса, самбо. Сами же мастера и яростные приверженцы восточных единоборств отзываются о спортивных единоборствах с неизменным скепсисом. 

    На самом деле спортивные единоборства за годы своего развития выработали действительно эффективную методику подготовки бойцов, умеющих результативно действовать в поединке, понимающих, что такое поединок и его существеннейшая часть – реально сопротивляющийся противник. В большинстве своем традиционные восточные единоборства ортодоксального толка этим-то как раз и не обладают. 

    В спортивных единоборствах человек на пути к мастерству проходит через огромное количество поединков с реальным и активным противником, в отличие от восточных единоборств, где в большинстве стилей каратэ получают символ мастерства – черный пояс, так и не встретившись ни разу с реальным сопротивлением. С получением поясов приобретается и право тренировать, то есть учить людей тому, что ты не постиг сам.

    При одинаковом стаже занятий встречи кикбоксеров и представителей каратэ традиционного толка в условиях свободного контактного поединка в подавляющем своем большинстве заканчиваются в короткое время и с явным преимуществом в пользу первых. Аналогично закончатся встречи представителей спортивной борьбы (самбо, дзюдо, вольная, греко-римская) с адептами айкидо и джиу-джитсу. Предчувствием и одновременной попыткой этого избежать является упор на философию и гармонию в восточных единоборствах. 

    Кстати, чтобы как-то не обидеть «восточников», хочется обратить внимание на замелькавших в большом количестве отечественных, но таких же таинственных и непобедимых мастеров различных видов славянской, русской, спезназовской и различных других видов борьбы. Они, по сути, идут тем же путем, утверждая о существовании мифических смертельных приемов, еще более эффективных, чем китайские или японские, но являющихся пока секретными из-за каких то непонятных причин.

    Также, не желая замечать развитие современных спортивных единоборств, они упорно ищут истины то в древних лубках, изображающих скоморошьи пляски, то в былинах об Илье Муромце. С такой же легкостью рассуждают о непобедимости своих систем боя. Но также умалчивают о каких-либо практических результатах. Всеобщему оболваниванию немало способствует основная масса репортеров-журналистов, многочисленные репортажи которых на тему единоборств являются не компетентным разбором увиденного и услышанного, а напоминают скорее впечатления восторженных барышень. Большая часть публикаций о единоборствах дальше трёпа о философии и гармонии не идет. 

    При некотором количестве категорических утверждений данная статья является приглашением к пониманию истинной сущности единоборств. Кстати, я сам в свое время прошел путь от страстного почитания восточных единоборств до сегодняшних взглядов. И отделить мусор от сути мне помогла ПРАКТИКА!

    То есть, выражаясь простым языком, проверка своих умений в реальных контактных поединках. И когда меня спрашивают, чем лучше заняться, чтоб в наше непростое время научиться постоять за себя, ответ бывает один: только не каратэ и ушу. Рекомендую для любителей борцовской техники записываться в секции самбо, дзюдо, вольной или греко-римской борьбы. Для любителей ударной техники наилучшим выбором будут секции кикбоксинга, бокса, тайского бокса, где пока и намного дешевле, и гораздо эффективнее.

    Кикбоксинг,Карате,Карате Шотокан,Дзюдо,Айкидо,Рукопашный бой,Тхэквондо,Тайский Бокс,Муай Тай,Боевое самбо.

    Copyright MyCorp © 2024